Замечательный фильм Махульского «Дежа вю», снятый в 1989-м году, считается исторической комедией. Не ведитесь на эту этикетку – это великолепная юмористическая фантастика, которая явно показывает, как хорошее оружие может кардинально изменить ход истории. И то, что она была снята в Союзе в последние годы перестройки, ничуть не портит ни юмора, ни сюжета – а игра целой плеяды известных отечественных актеров вообще приводит в восторг.
Итак, параллельная реальность, 1925- год. Американская демократия столкнулась с небывалым разгулом криминалитета и начала сдавать позиции. И перспектива полного поражения заставила американскую полицию принять самое разумное решение за всю свою историю: они наконец-то заказали вооружение у тех, кто любит и умеет делать настоящее оружие – в СССР.
Получив в руки действительно эффективные стволы, стражи демократии мгновенно показали всем, где зимуют омары: уже на первых минутах фильма нам наглядно демонстрируют, как супер-полицейские, вооруженные слегка замаскированными под «Томпсоны» M1921 отечественными ППШ-41, выкашивают не ожидавшие такого подвоха от жизни чикагские банды как осеннюю траву.
В течение всего фильма оружие со всей очевидностью подсказывает нам, что перед нами – совершенно другой мир, в котором творческая мысль конструкторов была намного более передовой, чем у нас. Например, уже в 1925-м году там были поставлены на производство и повсеместно распространены наганы со ступенчатой мушкой – они здесь уже чуть ли не у каждого, а у нас их начали выпускать только в 1930-х. В СССР вовсю в ходу винтовки Мосина образца 1891/30 - тоже опередившие нас на несколько лет. Главный герой ленты, до сих пор живущий с мамой в родном Чикаго супер-киллер Джонни Поллак, демонстрирует виртуозное владение такой винтовкой и в одесском тире без усилий от бедра высаживает из нее весь магазин в "десятку" мишени - как гвозди заколачивает. С хорошим стволом чудеса становятся нормой жизни. Даже одесские гангстеры понимают, что почем, и обрезы делают только из винтовок Мосина. Но в своей работе Поллак все эти технологические новинки отвергает и опирается или на западный военпром, или вообще на собственную самоделку.
С собой в коробке из-под конфет он привозит компактный и не особо мощный немецкий самозарядный маузер М1910. Занятно, что в мире, о котором рассказывает фильм, этот пистолет калибра 6,35 мм непостижимый Джонни заряжает извлеченными из конфет патронами-мелкашками 5,6 мм - там немецкие конструкторы как-то обходят проблему использования несовместимого патрона. Видимо, что мама в дорогу собрала – тем и приходится пользоваться.
Сбежавший в Одессу американский гангстер Мик Нич, в быту оказавшийся вполне себе местным Микитой Ничипоруком, тоже предпочитает стволы из "загнивающего Запада" - но этот персонаж на мелочи не разменивается и со всей очевидностью придерживается концепции "большому человеку - большой ствол". Поэтому при первых же признаках опасности, например, при стрельбе за окном, он не хватается за жалкий пистолетик - а расчехляет содержащийся в прекрасном состоянии пулемет Максима образца 1910-го года.
А сводить счеты с украинским профессором энтомологии он приходит не с сачком для ловли бабочек и даже не с бесшумным пистолетом - а с шикарным Thompson M1928A1.
Но главное и самое секретное оружие виртуозного ликвидатора - это не имеющая реальных аналогов в нашем мире штуковина, которой можно присвоить условной название БП ВЗР П-1 - бесшумная и беспламенная винтовка-зонтик-ручка чумадана Поллак-1. Но тонкость в том, что эта самоделка хоть как-то оправдывает себя только в тепличной среде Чикагской Оперы - а вот в суровых условиях украинской гостиницы ее первый же носильщик превращает в металлолом. Видимо, собирать это чудо киллерской мысли надо было не из деталей велосипедного насоса, а из нормальной оружейной стали.
Ведь несгибаемая страна все-таки требует не менее несгибаемого оружия.